Фундамент под гараж из шлакоблока

Выбор фундамента для гаража из шлакоблоков

Проектируя фундамент под гараж из шлакоблока с максимально возможным эксплуатационным ресурсом, необходимо учесть специфику этой постройки. Перед бетонированием стяжки следует изготовить погреб, смотровую яму, заложить несущую способность конструкции с учетом навесных и встраиваемых полок.

Содержание статьи

  • 1 Свойства шлакоблока, как строительного материала
  • 2 Особенности конструкции и эксплуатации гаража
  • 3 Варианты фундамента
    • 3.1 Кессонная плита
    • 3.2 Ленточный фундамент
    • 3.3 Свайный фундамент

Свойства шлакоблока, как строительного материала

Основными конструкционными и эксплуатационными особенностями шлакоблока являются:

  • вес – 14 – 21 кг при 20 – 40% пустотности, 28 кг полнотелый камень;
  • морозостойкость – F15 – F50 в зависимости от типа наполнителя, марочной прочности;
  • влагостойкость – материал требует защиты от выветривания, увлажнения, однако может использоваться в цокольных конструкциях.

Фундамент для гаража из шлакоблоков можно изготавливать без цокольной части, кладку допускается начинать от земли. Сборные нагрузки от гаража стандартных габаритов 4 х 6 м невелики, даже при использовании плит ПК.

Особенностью керамзитобетонных блоков является невысокая прочность. Однако ее вполне достаточно, чтобы выдержать без армопояса плиту перекрытия или вес стропильной системы с любым кровельным материалом. Кладка ведется в полблока, ширина стены без облицовки составляет 19 см.

Особенности конструкции и эксплуатации гаража

Выбирая фундамент для гаража из шлакоблоков на загородном участке либо внутри гаражного кооператива, необходимо учесть нюансы эксплуатации:

Бетонная стяжка:

Щебенчатое или гравийное покрытие неудобно для транспортного средства. Половая доска обладает низким ресурсом при наличии масел, ГСМ и прочих агрессивных веществ. Керамогранит опасен падениями в зимний период и межсезонье (скользкий). Поэтому применяются бетонные стяжки, которые могут дополнительно укрываться резиновыми покрытиями, линолеумом, полимерным наливным полом.

Смотровая яма:

Названа так не случайно – автовладельцу не обязательно заниматься самостоятельным ремонтом ТС, но, перед далекими поездками будет нелишне убедиться в исправности ходовой. Кроме того, яма позволяет значительно снизить эксплуатационный бюджет машины. Например, замена масла займет максимум 20 минут и ничего не будет стоить владельцу.

Полки:

В отличие от стеллажей экономят, без того небольшое пространство гаража. Однако, уголок вмуровывается в кладку керамзитобетонных блоков консольно, нагрузки от веса хранящихся на полках запчастей, инструментов передаются на фундамент.

Погреб:

Чаще закладывается в проекты гаражей, находящихся в общих кооперативных рядах. Вход в подвальное помещение удобнее организовать по бетонным ступеням из ямы. Это гораздо удобнее, чем проникновение через люк по приставной лестнице.

Важно! Следует учесть, что гараж в 85% случаев изготавливается одноэтажным, что позволяет снизить требования по несущей способности фундамента и основания (грунта) под ним.

 

В гаражах обычно отсутствует отопление, поэтому предотвратить промерзание и вспучивание глинистых грунтов можно лишь утеплением всего периметра помещения и отмостки. Пенополистирол способен сохранить геотермальное тепло недр под зданием.

Варианты фундамента

При выборе керамзитобетонных или шлакобетонных блоков в качестве стенового материала гаража возможны несколько типов фундаментов в зависимости от уровня УГВ, состава почвы, рельефа участка. Например, при уклоне от 1,5 метров возникают значительные опрокидывающие и сдвигающие усилия в момент морозного вспучивания. Поэтому можно использовать только монолитный балочный или плитный ростверк по винтовым или буронабивным сваям.

Кессонная плита

На ровном участке с пучинистыми, песчаными, гравелистыми грунтами, любым уровнем грунтовых вод (УГВ) можно изготовить плитный фундамент. Он обладает максимальной несущей способностью и легко выдерживает вес керамзитобетонных стен. Для смотровой ямы применяется кессонная плита, заливаемая в несколько приемов:

  • бетонирование стяжки ямы (пол) – утепляется поверх подстилающего слоя щебня, песка, гидроизолируется мембраной или рулонными материалами, армируется двумя сетками, выпускаются вертикальные стержни для жесткой связки со стенами;
  • заливка стен ямы – стандартная опалубка по аналогии с МЗЛФ, гидроизоляция, утепление наружных поверхностей обязательно, прутки арматуры выпускаются для связки с верхней плитой;
  • бетонирование плиты – утепление всего периметра, гидроизоляция любым указанным способом, два пояса арматурной сетки.

При необходимости внутри этой конструкции можно изготовить погреб, организовав выход из него в смотровую яму.

Совет! Кладку стен из бетонных блоков можно производить по краю плиты без смещения внутрь периметра. Распределение сборных нагрузок под углом 45 градусов наружу (конус продавливания плиты стеной) для этой одноэтажной постройки можно не учитывать.

Рекомендуем: Плитный фундамент: пошаговая инструкция.

Ленточный фундамент

При УГВ ниже 1 м от подошвы МЗЛФ, перепадах высот в пределах 1,5 м на суглинках, песках, супесях, гравелистых, скальных почвах может использоваться ленточный фундамент для керамзитобетонных стен гаража. Лента глубокого заложения в данном случае экономически невыгодна, так как смотровая яма всегда расположена в середине помещения, ленту в качестве ее стен использовать не получится. Глубокая лента имеет смысл только при устройстве погреба под гаражом.

Стяжка в этом варианте заливается по грунту без жесткой связи с фундаментом. Пахотный слой снимается полностью, от МЗЛФ конструкция пола отделяется демпферной лентой. Согласно СП 22.13330 минимальная ширина фундамента составляет:

  • 15 см – рекомендована конструкционно для ж/б балок;
  • 20 см – с учетом ширины кладки из 19 см блоков;
  • 25 см – для легких надворных построек.

С учетом всех факторов следует выбрать ленту 20 – 25 см с двухуровневым армированием двумя прутками в нижнем и верхнем слое.

Важно! МЗЛФ для гаража обойдется не дешевле плиты, поскольку придется дополнительно строить яму, заливать стяжку.

Рекомендуем: Мелкозаглубленный ленточный фундамент своими руками.

Свайный фундамент

При значительных перепадах высот между соседними стенами гаража может применяться только свайный фундамент. Для керамзитобетонных стен необходима опорная поверхность, которую можно создать монолитными балками или плитами ростверка. Чтобы автомобиль смог заехать внутрь постройки, придется использовать низкий ростверк. Плита в данном случае предпочтительнее, однако, важными условиями эксплуатации подобных фундаментов являются:

  • погружение свай до несущего пласта, а не «ниже промерзания почвы»;
  • отсутствие контакта грунта с ростверком, так как его может оторвать силами пучения от свай;
  • гидроизоляция подошвы плитного ростверка.

На практике две последних проблемы решают укладкой 10 – 20 см слоя пенополистирола низкой плотности ПСБ. Поверх него укладывается гидроизоляция, заливается бетонная плита, в которую вмуровываются оголовки свай проходящей сквозь их тело арматурой. При вспучивании пенопласт сминается, на несущую конструкцию давление не оказывается.

Рекомендуем: Комбинированный свайно-плитный фундамент.

Таким образом, на сложном рельефе можно использовать наземный ростверк по оголовкам буронабивных либо винтовых свай. На ровных участках дешевле обойдется кессонная плита или лента МЗЛФ.

 




Добавить комментарий: